Понедельник, 17.05.2021, 21:23
Приветствую Вас Гость | RSS


Коммунальное государственное учреждение "Гимназия отдела образования Житикаринского района" 

Управления образования акимата Костанайской области

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

11:00
Новости

 

13 мая
     Ученики гимназии  в период с 13.05.19 по 18.05.19 станут активными участниками районного мероприятия: учебно – полевые сборы – 2019.
Военно-патриотическое воспитание является одним из важных направлений по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, воспитанию чувства верности своему Отечеству.
     Важнейшей задачей государства является формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свое Отечество, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, чувства осмысленной гражданской солидарности и сопричастности, межэтнического и межличностного взаимопонимания.

2 мая
     На радио «Заман» прозвучало выступление учителя русского языка Гораевой Светланы Викторовны на  тему: «Духовно – нравственное воспитание молодёжи в учебно – воспитательном процессе»
     Сегодня одним из важнейших направлений работы, поставленных перед педагогами в организациях образования нашей страны, является формирование духовно –нравственной личности, функционально грамотной  во всех областях науки,  личности с формированным патриотическим сознанием.
Как отметил Лидер Нации Н. А. Назарбаев: « Будущее нашей страны напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях.
Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить к этому вопросу со всей ответственностью и стремиться дать нашим детям лучшее образование».
     Духовно-нравственное образование подрастающего поколения – это организованная и целенаправленная деятельность, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, как патриотов и будущих защитников нашей Родины».
В широком плане духовно- нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
     Для того, чтобы иметь целостное представление о развитии духовно- нравственной культуры сегодня, надо, в первую очередь, обратиться к истории казахской педагогической мысли, которая своими корнями уходит в глубь веков.
Педагогическая мысль в период раннего средневековья развивалась в учениях Аль-Фараби, Ибн Сина, Юсуфа Баласагуни, Кейкауса и других мыслителей. Идеи о воспитании раскрывались через такие понятия как справедливость, щедрость и благородство души, светлый разум. Человек, воспитанный на этих добродетелях, наделен нравственностью. Образец уникальных самобытных идей по воспитанию подрастающего поколения представляет история педагогической мысли периода Казахского ханства. Идеи национальной целостности, благополучия и гуманизма отражались в деятельности социальных институтов воспитания – институтов  биев,  акынов и жырау, идеи которых  развивались в наследии мыслителей.
     Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни. Знание опыта поколений, его исторических корней, способствует решению труднейших задач в области духовно- нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения - расширения и развития у молодежи художественных представлений, духовных потребностей, воображения, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса. Безусловно, семье принадлежит одна из ведущих ролей в духовном и творческом воспитании, поскольку ребенок участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия.
     Человек как личность начинает формироваться именно в семье. Существует много форм влияния семьи на формирование духовно- нравственных потребностей и интересов детей. Это совместное посещение художественных выставок, музеев, галерей, прогулки на природе, чтение и обсуждение классической литературы, книг по искусству, изучение народных промыслов. Благодаря семье из поколения в поколение происходит передача обычаев и духовно- нравственных ценностей детям у всех народов мира.
Еще Ибрай Алтынсарин  писал: «Знания человека являются результатом познания действительности. Они приобретаются людьми в жизненном опыте».  Поэтому ежедневное общение с людьми высокой  духовно-нравственной культуры благотворно влияет на  развитие ребенка.
     В семье ребенок учится человеческим взаимоотношениям, в семье закладываются его эмоциональные и другие потребности.  А поддержать эту связь и  развить ее, укрепить фундамент для дальнейшего   развития ребенка  поможет  школа.
     Задача педагога - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
В учебном процессе воспитательная деятельность является не только целью, но и эффективным средством становления личности. Ее развитие осуществляется через взаимодействие семьи и школы.
Безусловно, школа оказывает огромное влияние на развитие духовно- нравственной культуры  человека.
Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока.  Сегодня весь учебный материал  содержит колоссальные  возможности для нравственного влияния на школьников, особенно  это отражается на уроках истории,  языка и литературы. Каждая тема урока включает в себя большое количество морально-этических суждений.  А любовь к родному языку надо прививать, потому что она – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Огромный воспитательно-патриотический заряд несут книги о Великой Отечественной войне. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных.  Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.  Чтение художественной литературы  развивает самостоятельность суждений, готовит школьников к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки.
И, конечно, большое влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.
По словам В.А. Сухомлинского: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. Учителя не забывают об одном самом важном, самом многогранном,  самом трудноизмеримом ресурсе урока - воспитательном. «Чему учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это 3 предмета, которые необходимы в любой школе», - писал Юрий Михайлович Лотман.  Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы этих понятий,  формируется нравственное  поведение, духовная  культура.
В системе воспитательной работы гимназии огромное значение уделяется  развитию межнационального согласия и толерантности, педагоги  знакомят детей с культурой и духовными ценностями народов, проживающих на территории Казахстана. Так, в преддверии Дня единства народов Казахстана  в гимназии прошла костюмированная игра-квест «Под единым шаныраком». Целью этого мероприятия являлось формирование гражданской позиции и патриотизма, изучение традиций, обычаев и уклада жизни населения, проживающего на территории Республики Казахстан, развитие интеллектуальной личности, воспитание чувства коллективизма, выявление творческого потенциала учащихся.
Каждый классный коллектив представлял  свою национальность. Это были казахи, русские, татары, белорусы, узбеки, украинцы. По сценарию учащиеся путешествовали по  станциям разной направленности: «Творческой», «Познавательной», «Из жизни народов», «Игры народов мира», «Патриотической», «Национальные танцы», где демонстрировали свои знания о культурных ценностях представляемого народа, рассказывали об истории народного костюма, его национальной  кухне, делились знаниями об обычаях и символах государств, их валюте, достопримечательностях .Незабываемые впечатления подарил всем участникам творческий конкурс, во время которого дети с огромным удовольствием исполняли танцы и песни, разыгрывали сценки и показывали обычаи народов Казахстана. На станции «Игры народов мира» учащиеся знакомились с правилами  и играли в национальные игры, а в танцевальном зале изучили движения и исполнили казахский народный танец. Неподдельный интерес мы видели в их глазах, энергии и задора было так много, что после завершения игры никто из участников не хотел расходиться! Этот пример доказывает, что наши дети уважают и интересуются культурами всех народов, они открыты для общения, они уверенно идут по пути духовно-нравственного развития.
И в прошлом, и в реалиях   сегодняшней  жизни  школа была  и остается «точкой опоры» для человека.  Современный учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку, сформировать и  взрастить духовно- нравственную основу личности, которая будет стремиться к самосовершенствованию всю жизнь. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни, будет востребованным, уважаемым человеком высокой духовно- нравственной культуры.
В заключение я хочу напомнить слова великого Абая, который, обращаясь к подрастающему поколению, призывал: «Сила человека заключается в его разуме и знаниях. Справедливость - мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь исходят от справедливости.  Не теряйте чувства справедливости, не уставайте творить добро». 

Просмотров: 261 | Добавил: warlock | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2021
uCoz